Три варианта как вести домашний бюджет
Ни для кого не секрет, что грамотное планирование бюджета существенно облегчает жизнь и оберегает от ситуаций, когда денег не хватает на самые важные вещи. Рассказываем о трех методах, как обращаться с доходами.
Table of Contents
Метод шести кувшинов
Представьте, что у вас есть шесть кувшинов. Каждый месяц вам необходимо распределять между ними свой доход. Каждый кувшин соответствует определенной цели — на что вы планируете потратить деньги.
1. Ежемесячные расходы — 55%.
Речь идет о платежах, которых невозможно избежать. В этот кувшин вы «кладете» средства на аренду квартиры, коммуналку, питание, транспорт, медицину, одежду.
2. Сбережения — 10%.
Это деньги, которые нельзя тратить ни при каких условиях. Вы можете использовать их как источник пассивного дохода, получать прибыль от инвестиций.
3. Резервный фонд — 10%.
Средства из этого кувшина вы можете использовать как подушку безопасности на случай непредвиденных ситуаций (например, болезни или увольнения) или для накопления на крупные покупки — технику, отдых, автомобиль.
4. Образование — 10%.
Речь идет не только об оплате обучения, но и о покупке книг, посещении курсов и тренингов и т.п. Обо всем, что развивает ваши навыки и способности.
5. Развлечения — 10%.
Деньги можно тратить, чтобы порадовать себя. Например, сходить в ресторан, купить билеты на концерт или в кино. Наличие этого кувшина позволит избежать чувства вины за то, что вы тратите лишние средства.
6. Подарки и благотворительность — 5%.
Эти средства можно потратить на подарки друзьям и близким или направить на благотворительность.
Конечно, у вас может получиться другое процентное соотношение. Но это тот вариант, к которому нужно стремиться.
Метод четырех конвертов
Этот метод ведения семейного бюджета тоже подразумевает, что деньги нужно разделить на несколько частей. Первое, что вам нужно сделать, это отложить 10% на сбережения. Эти деньги нужны, чтобы создать подушку безопасности, обрести финансовую независимость. Вы можете инвестировать их, открыть вклад. Если сейчас вы не можете похвастаться высоким доходом, начните откладывать 5% от него. Главное, делать это каждый месяц. Когда доходы возрастут, сумму можно увеличить. Желательно откладывать фиксированную сумма сразу, как вы получили зарплату, а не в конце месяца, когда успели потратить большую часть средств.
Следующее, что нужно сделать, это посчитать, сколько денег уйдет на постоянные ежемесячные платежи. Речь идет о расходах на коммунальные платежи, погашение кредита, услуги связи, транспорт и т.д. Если сейчас у вас есть долги, их тоже стоит отнести к обязательным платежам. Крупную сумму лучше отдавать частями, чем вообще не отдавать.
После того, как вы отложили деньги и посчитали, сколько средств уйдет на обязательные платежи, можно переходить к четырем конвертам. Оставшуюся сумму разделите на четыре равные части, которые соответствуют четырем неделям месяца. Можно добавить и пятый маленький конвертик — на оставшиеся 2-3 дня месяца (ведь он, как правило, длится 30-31 день). Этих средств должно хватить на питание, встречи с друзьями и т.п.
Основное правило: даже если деньги в конверте закончились раньше, чем вы предполагали, нельзя переходить к следующему конверту до начала новой недели.
Если в конце недели у вас осталась определенная сумма, ее можно тратить по своему усмотрению. Желательно положить ее в сбережения, чтобы быстрее накопить на определенную вещь (будь то новая техника или путевка в жаркие края).
Еще один дополнительный конверт стоит завести на непредвиденные расходы. Ведь в жизни бывает всякое: возможно, вас пригласят на день рождения или у вас сломается техника и ее срочно нужно будет чинить. Деньги из конвертов брать нельзя, значит, нужно оставить определенную сумму для форс-мажорных ситуаций.
Метод 50/30/20
Этот метод предполагает, что вы будете делить доходы на три большие категории.
Обязательные расходы — 50%. К ним относятся аренда, коммунальные платежи, питание, транспорт, поддержание здоровья. Эту сумму нетрудно просчитать, потому что ежемесячно расходы примерно одинаковые.
Нерегулярные расходы — 30%. В этой категории можно учесть расходы на развлечения, хобби, путешествия, шоппинг и прочие не обязательное, но радующие душу вещи.
Сбережения и погашение кредитов — 20%. Это обязательная часть, которую желательно не уменьшать.
Безусловно, не у всех получится соблюсти это соотношение, но к нему стоит стремиться. Если обязательные расходы составляют больше половины вашего бюджета, постарайтесь сократить нерегулярные. Если меньше половины, то оставшиеся деньги можно добавить в сбережения.